September 28, 2023

Авторское право. Часть 2 | Mobio

Авторское право. Часть 2

– Вы готовы, дети?

– Да, Капитан.

– Я не слышу?!

– Так точно, Капитан!

– Ктооо проживает………………

Есть контакт? У большинства из нас на подсознательном уровне сразу возник образ персонажа (подсказка для меньшинства — Спанч Боб), а незатейливая песенка еще будет крутиться в голове некоторое время. Создание запоминающегося креатива, грамотный подбор аудио и видеоряда — основа успешной рекламы. Благодаря современным технологиям выбор подходящего материала огромен. Однако для этого следует разобраться, какими источниками или ресурсами, размещенными в Интернете, можно пользоваться без ограничений или только на определенных условиях.

Музыкальные треки

В сети огромное количество площадок, где можно свободно слушать аудиотреки или скачать их бесплатно. Но ситуация меняется, если эту музыку планируется использовать для получения выгоды (то есть в коммерческих целях, в том числе и для рекламы). В этом случае бесплатное использование без лицензирования допускается только если:

  • это фольклор (например, в Америке — “Old Molly Hare”, в Англии — “Sweet Nightingale” или славянская народная музыка);
  • это общественное достояние — признанные таковыми произведения (например, “Mary Had A Little Lamb“) или классическая музыка.

Однако на практике бесплатно воспользоваться музыкой, находящейся в общественном достоянии, практически невозможно, так как существует понятие смежных прав. Это означает, что правами на музыкальную запись обладает исполнитель (или звукозаписывающая студия). Например, “Storm” (Summer) Antonio Vivaldi — это классика, которую достаточно часто используют в рекламе (ролик Renault “Race of parts”). Несмотря на то, что сама композиция является общественным достоянием, любое исполнение произведения будет защищено Законом об авторском праве в цифровую эпоху DMCA (о законе и лицензиях смотрите в нашей статье).

Авторские права: аудио

К тому же всегда надо учитывать разницу в законодательстве разных стран. В Америке практически каждая звукозапись защищена авторским правом как минимум до 2067 года.

Музыкальные библиотеки

Иногда музыка пишется напрямую к конкретной рекламе, также часто используются популярные музыкальные треки по договоренности с непосредственным правообладателем. Например, трек Mutant Brain в забавном ролике KENZO World. Но не все рекламные бюджеты могут выдержать покупку музыкального сопровождения стоимостью с Boeing. Поэтому многие рекламные площадки имеют свои обширные музыкальные библиотеки.

Facebook, Instagram и другие приложения Meta* — база музыки Sound Collection состоит из полных треков от известных композиторов и авторов песен, а также звуковых эффектов, шумов и инструментальных треков.

Авторские права: аудио

TikTok — база музыки содержится во встроенной библиотеке. Также найти популярные песни TikTok можно у ведущего провайдера потоковой передачи музыки Spotify.

Музыкальные библиотеки

YouTube — база музыки с бесплатными треками и звуковыми эффектами. В фототеке YouTube на треках обозначены условия лицензии. При загрузке стороннего аудио система Content ID, разработанная Google, позволяет легко идентифицировать контент, защищенный авторским правом, и управлять им на YouTube. За первое полугодие 2022г. Content ID собрала 757,9 млн запросов на удаление контента из-за нарушения авторских прав (кстати, 90% заявок Content ID были монетизированы — это означает, что правообладатели предпочли оставить видео в сети, но потребовать доходы от них).

База музыки YouTube

Музыкальные стоки

Стоки музыки есть платные, бесплатные и смешанные.

Бесплатные стоки в основном работают по лицензии Creative Commons CC0 или CC BY.

Музыкальные стоки

Платные стоки владеют гораздо большим ассортиментом контента и, соответственно, более высоким качеством. Предоставляют треки такие площадки в основном по лицензии Royalty-Free (покупатель платит один раз при скачивании) по стандартной или расширенной подписке.

Основные стоки музыки — Shutterstock, iStock, Dreamstime, Depositphotos, Free Music Archive, Jamendo, The General Series 6000 Sound Effects Library и т. д.

Изображения

Как и все, что публикуется в Интернете, изображения находятся под защитой авторских прав по DMCA. Как и музыка, использование картинок регулируется бесплатной группой лицензий Creative Commons и платными видами лицензий (в основном, Royalty-Free). Правила пользования контентом неизменны: изображения под лицензией CC0 скачиваются бесплатно, не требуют указания авторства и используются как угодно. Картинки под другим лицензированием требуют соблюдения соглашения — оно заключается автоматически при скачивании контента или при подписке.

Ограничения, не связанные с лицензированием, также прописываются в соглашении, например, такие: запрещается создавать видимость того, что изображенные на фото люди или бренды одобряют ваш продукт.

С особой тщательностью следует отнестись к использованию фотографий с изображением людей. Например, сервис Pixabay в своих условиях предоставляемых услуг оговаривает, что контент с идентифицируемыми людьми может подлежать дополнительным авторским правам: “Pixabay не заявляет и не гарантирует, что такие лицензии были получены, и прямо отказывается от какой-либо ответственности в этом отношении”. К тому же коммерческое использование обычно требует согласия заинтересованной стороны. Однако требования к согласию различаются в зависимости от страны.

Авторские права: фото

Основные стоки изображений — ShutterstockGetty Images, iStock, Adobe Stock, Depositphotos, Photocase, Pixabay, Pexels, Flickr, Unsplash, BurstFreeStockImages и т.д.

Скачивание изображений с бесплатных стоков не гарантирует правомерность их использования и, соответственно, не освобождает от ответственности. Даже Википедия, публикуя список ресурсов общедоступных изображений, указывает на необходимую проверку статуса авторских прав. Есть несколько способов проверки:

  • Воспользоваться инструментами Google в разделе картинок Commercial & other licenses / Creative Commons license.
  • Воспользоваться специализированным сервисом TinEye, который позволяет делать обратный поиск изображений. Если в поисковой выдаче присутствует фотосток, то можно пройти по ссылке и узнать условия распространения картинки.

Сгенерированные изображения

Нейросети генерируют изображения, которые с первого взгляда сложно отличить от работы художника. Если, конечно, не учитывать казусы с изображением рук (смотрите серию наших статей об искусственном интеллекте). Единого и однозначного решения вопроса об авторских правах на эти картинки пока нет. Фотобанки еще не сталкивались с судебными исками о защите авторских прав на сгенерированные изображения, однако во избежание репутационных потерь многие платформы (Getty Images, Newgrounds, PurplePort, FurAffinity и другие) запретили у себя на площадке размещение и продажу изображений, созданных с помощью нейросетей.

При использовании для рекламной деятельности самостоятельно сгенерированных картинок следует ориентироваться на условия предоставления услуг и лицензионные соглашения каждой из площадок AI. Рассмотрим основные:

Midjourney. По условиям площадки:

  • права на созданные изображения пользователь получает только при условии использования платного тарифа;
  • при бесплатном использовании сервиса Midjourney предоставляет лицензию на ресурсы в соответствии с лицензией Creative Commons Noncommercial 4.0 Attribution International (CC BY-NC: эта лицензия позволяет распространять, микшировать, адаптировать и использовать материал только в некоммерческих целях и только при условии указания источника, типа лицензии и ссылки на ее положения);
  • любое изображение, созданное в чате Discord, может просматривать любой пользователь, независимо от того, включен ли скрытый режим;
  • приобретение тарифа «Pro» обязательно для каждого сотрудника компании с валовым доходом более 1млн$ в год (стоимость подписки — 60$/мес).

DALL-E 2. По условиям владельца нейросети OpenAI:

  • разрешена интеграция (соответственно, и коммерческое использование) в продукты на всех технологических платформах, в магазинах приложений и за их пределами;
  • сервис предлагает несколько ценовых моделей в зависимости от разрешения изображения;
  • при использовании сгенерированных картинок рекомендуется ссылка любым понятным способом на то, что контент создан при помощи AI.

Stable Diffusion. В сотрудничестве с Stability AI обозначены условия:

  • открытый исходный код;
  • не претендует на права на сгенерированные изображения и бесплатно предоставляет пользователям права на использование любых сгенерированных изображений из модели при условии, что содержимое изображения не является незаконным или вредным для отдельных лиц;
  • есть возможность использовать общедоступный или закрытый репозиторий.

Бесплатные генеративные сети работают на условиях лицензии СС0.

Итак, генерировать изображения и использовать их в коммерческих целях вполне законно. Однако существует еще достаточно много спорных производных вопросов, которые могут решиться не в пользу разработчиков нейросетей и их пользователей.

Так как на сегодняшний день визуальные стили и композиции не защищены авторским правом, художниками уже подано несколько коллективных исков в отношении нейросетей. В основном это споры по поводу этики владения, поскольку генеративные модели обучаются на изображениях, защищенных авторским правом, без согласия владельца. Поэтому до вынесения решений суда лучше воздержаться от использования в коммерческих целях изображений, являющимися репликами произведений известных художников или имитирующими фирменный стиль мастера.

Авторские права: баннеры

Изображения известных лиц могут быть защищены правами личности, если используется их подобие. Насколько термин «подобие» относится к сгенерированным изображениям, еще не определено. Во избежание судебных разбирательств использование узнаваемых образов и персон в коммерческих целях не рекомендуется (но напрямую не запрещено).

Сгенерированные изображения

Разработка законов для создания справедливой, прозрачной и предсказуемой бизнес-среды для онлайн-платформ и их пользователей еще не закончена. Но знание и соблюдение уже установленных правил позволяют избежать неприятных сюрпризов во время проведения маркетинговой кампании. Многолетний опыт Mobio в рекламной деятельности помогает нашим клиентам сэкономить время и деньги, а также избежать серьезных юридических последствий.


*Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России, деятельность ее соцсетей Facebook и Instagram также запрещена в РФ

Avatar photo

Валерия Лихач

Директор по маркетингу, Мобио

Валерия Лихач — руководитель отдела маркетинга в Мобио с опытом работы в digital-маркетинге более восьми лет. Профессиональный опыт в мобильном маркетинге более пяти лет. Изучайте с нами всё о мире перформанс-маркетинга.

Обсудим
     Проект?

    В соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.