Авторское право. Часть 1 | Mobio
Закон об охране авторских прав был принят в Венеции больше 500 лет назад — в 1474 году. Именно тогда гражданин получил «моральное право» на собственные изобретения и исключительную возможность использовать их по своему усмотрению. Однако несмотря на многовековую историю, судебная практика по использованию авторских прав и соответствующему лицензированию неоднородна и достаточно запутана. И появление цифровых технологий не упростило, а наоборот, усложнило ситуацию. Особенно обострился вопрос об авторских правах при появлении нейросетей, генерирующих контент.
И частные лица, и компании нередко нарушают закон об авторском праве случайно, даже не осознавая этого и не намереваясь это делать. Однако неведение может привести к серьезным последствиям, вплоть до судебных разбирательств. Поэтому в этой статье Mobio рассмотрит, как законно пользоваться фото-, аудио- и другими материалами для маркетинговой деятельности.
Общественное достояние
Авторские права возникают сразу в момент создания любого произведения и не требуют регистрации в государственных или негосударственных органах (на языки программирования, факты, новости и открытия авторское право не распространяется). Также авторским правом не охраняются:
- Произведения народного творчества (фольклор).
- Общественные достояния (если с момента смерти автора прошло более 70 лет или 50 лет со смерти исполнителя).
Таким образом, использование классики при создании рекламных роликов абсолютно легально. Например, компания Durex рекламировала свои изделия в ироничном ролике под «Лунную сонату» Бетховена.
Однако всегда следует помнить, что большинство авторских прав принадлежит не авторам, а «правообладателям» (продюсерам, издателям, звукозаписывающим компаниям), которые имеют малое отношение к процессу непосредственного создания произведения. Классическое произведение исполняет конкретный оркестр, фонограмму записывает конкретная студия. И все «посредники» могут иметь законную лицензию на использование записи композиции в дальнейшем (мы расскажем, как проверить смежные права).
Судебные разбирательства о неправомерном использовании контента в рекламе — довольно частое явление. Например, компания General Motors использовала измененное изображение Эйнштейна в рекламе внедорожника GMC Terrain и получила иск от Еврейского университета (суд после разбирательств принял сторону GM).
Контент, даже признанный общественным достоянием, использовать следует с осторожностью, проверяя каждый конкретный трек или изображение на наличие авторских прав. Так, например, при создании креатива можно свободно и легально использовать такие персонажи – Русалочка, Рапунцель, Белоснежка, Золушка, Аладдин, Синдбад, Скрудж, Дракула, монстр Франкенштейна и Шерлок Холмс. Однако образы, которые ассоциируются у нас с этими персонажами, в основном существуют в Диснеевской интерпретации и защищены авторским правом.
Даже фотографии, сделанные на собственную камеру, не застрахованы от появления казусных ситуаций. Примером может служить судебное разбирательство фотографа Дэвида Слейтера и организации PETA на предмет авторских прав из-за селфи обезьяны. (На сегодняшний день закон об авторском праве не распространяется на животных. Так что если у вас есть кот, который здорово фотографирует, можно без зазрения совести пользоваться результатом его трудов).
Уведомления DMCA
Все, что публикуется в Интернете, защищено Законом «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA). Политика в отношении интеллектуальной собственности, основанная на этом законе, одинакова на всех площадках – Google, TikTok, Facebook* и т. д. Получить уведомление DMCA и, соответственно, удаление контента (как минимум) можно за незаконное использование, копирование и распространение произведения («пиратство»), а также плагиат.
При добросовестном использовании допускается использование материалов, защищенных авторским правом, без разрешения владельца. Применяется в комментариях, критике, репортажах новостей или использовании контента в образовательных целях. При применении чужого контента в рекламных целях риск получить уведомление DMCA очень высок (даже если модерация площадок пропустила нарушение, например, трехсекундный музыкальный фоновый трек).
Выявлять нарушителей DMCA (помимо homo-контроля) помогают технические средства защиты DRM (digital rights management). На данный момент DRM используется множеством компаний по всему миру, среди которых Amazon, Apple Inc., Microsoft, Electronic Arts, Sony, 1С, Akella и т. д. YouTube вложил более 100млн$ в технологию Content ID, которая сверяет загруженный материал с огромной базой данных защищенного контента. Facebook* сопоставляет данные с помощью собственных алгоритмов и платформы Audible Magic.
Следует учитывать еще и то, что в разных странах сроки охраны авторского права могут отличаться. Контент, признанный общественным достоянием в одной стране, может при этом охраняться по закону об авторских правах в другой. В Беларуси, например, переход контента в общественное достояние происходит на 20 лет раньше, чем в ЕС.
При коммерческом использовании контента существует большое количество ограничений. Зачастую их можно обнаружить только при тщательной подготовке материалов к производству креатива. Мало кто знает, что, например, световое шоу Эйфелевой башни охраняется законом об авторском праве Франции как художественное произведение, и для коммерческого использования фотографий и видео Эйфелевой башни в ночное время необходимо получать специальное разрешение Société d’Exploitation de la Tour Eiffel.
Лицензирование
Итак, весь контент (музыкальные треки, изображения, биты, графика и т. д.) — это чья-то собственность. Использование всего этого регулируется бесплатной группой лицензий Creative Commons. Creative Commons license – это пакет лицензий на авторские произведения, подразумевающий их свободное использование без разрешения автора на разных условиях.
При скачивании, копировании и использовании цифровых материалов автоматически заключается виртуальное соглашение с владельцем — даже если никакие документы не подписываются. С условиями взаимодействия можно ознакомиться через футер сайта в соглашении, например:
Загружая контент с Freelmages.com, вы принимаете условия настоящего лицензированного соглашения.
Когда контент размещается под лицензией Creative Commons или же с другой защитой авторских прав, то на картинках, описаниях файла или в самом низу страницы будет размещен маркер авторского права. Например, на сайте:
Do Not Sell/Share My Personal Information Arbitation
Powered by WordPress.com VIP
Copyright ©️ 2023 MediaNews Group
Или на Youtube в описании ролика:
©️ All rights reserved by Soul Jazz
Выбор контента с лицензией CC0 достаточно ограниченный и не всегда подходит для коммерческих целей. К тому же Creative Commons — не единственный вариант. Стоки могут публиковать бесплатный контент под собственной лицензией. Поэтому ключевые вопросы (указание авторства, использование в коммерческих целях и возможность изменения оригинала) стоит внимательно изучать на каждом источнике.
Гораздо проще и понятней условия использования у контента, права на который надо покупать.
У платных ресурсов нет универсальных лицензий, подобно Creative Commons. Но есть основные условия и типы лицензий, которые предоставляют разные возможности:
Royalty-Free
Оплата за контент один раз, при скачивании, и использование в дальнейшем без ограничений по времени — сразу же, через год или через десять лет. Эксклюзивного права на контент эта лицензия не дает — его может купить любой желающий. Среди достоинств — низкая цена за контент и простота покупки.
Extended Royalty-Free
Расширенный вариант Royalty-Free лицензии без ограничений печатного тиража.
Rights-Managed
Покупка лицензии дает исключительное право на контент. Или ограничивает использование в конкретном регионе, на определенное время. Имеет смысл только если критически важна уникальность контента, так как цена обычно высока.
Editorial license
Аналог NC у Creative Commons — контент запрещено использовать в коммерческих целях.
Отфильтровать платные сервисы и найти контент со свободной лицензией распространения можно средствами Google с помощью «Инструментов». В настройках можно выбрать один из вариантов предоставления прав на картинки (для музыки такой возможности отбора нет):
На примере поиска изображений “The Little Mermaid” Google выдает множество узнаваемых и ярких вариантов.
Но при выборе Creative Commons license результатов гораздо меньше. В основном, это изображения скульптуры Русалочки в Копенгагене.
Очевидно, что платные стоки обладают гораздо большим ассортиментом контента и возможностями. Однако даже заплатив за изображение (или трек), покупатель не становится его владельцем — покупается только право использования контента по условиям лицензии с теми или иными ограничениями (кроме СС0 — Public Domain).
Лицензии не являются унифицированным однотипным соглашением и могут варьироваться по всевозможным критериям в разных странах, стоках и площадках. В следующей статье Mobio рассмотрит, где можно брать фото-, видео- и аудиоматериалы для рекламной компании, на что надо обращать внимание при использовании лицензионного контента и как проверить креатив на предмет нарушения авторских прав до отправки на модерацию.
*Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России, деятельность ее соцсетей Facebook и Instagram также запрещена в РФ