Закон об охране авторских прав был принят в Венеции больше 500 лет назад — в 1474 году. Именно тогда гражданин получил «моральное право» на собственные изобретения и исключительную возможность использовать их по своему усмотрению. Однако несмотря на многовековую историю, судебная практика по использованию авторских прав и соответствующему лицензированию неоднородна и достаточно запутана. И появление цифровых технологий не упростило, а наоборот, усложнило ситуацию. Особенно обострился вопрос об авторских правах при появлении нейросетей, генерирующих контент.
И частные лица, и компании нередко нарушают закон об авторском праве случайно, даже не осознавая этого и не намереваясь это делать. Однако неведение может привести к серьезным последствиям, вплоть до судебных разбирательств. Поэтому в этой статье Mobio рассмотрит, как законно пользоваться фото-, аудио- и другими материалами для маркетинговой деятельности.
Общественное достояние

Авторские права возникают сразу в момент создания любого произведения и не требуют регистрации в государственных или негосударственных органах (на языки программирования, факты, новости и открытия авторское право не распространяется). Также авторским правом не охраняются:
Таким образом, использование классики при создании рекламных роликов абсолютно легально. Например, компания Durex рекламировала свои изделия в ироничном ролике под “Лунную сонату” Бетховена.
Однако всегда следует помнить, что большинство авторских прав принадлежит не авторам, а «правообладателям» (продюсерам, издателям, звукозаписывающим компаниям), которые имеют малое отношение к процессу непосредственного создания произведения. Классическое произведение исполняет конкретный оркестр, фонограмму записывает конкретная студия. И все “посредники” могут иметь законную лицензию на использование записи композиции в дальнейшем (мы расскажем, как проверить смежные права).
Судебные разбирательства о неправомерном использовании контента в рекламе — довольно частое явление. Например, компания General Motors использовала измененное изображение Эйнштейна в рекламе внедорожника GMC Terrain и получила иск от Еврейского университета (суд после разбирательств принял сторону GM).
- Произведения народного творчества (фольклор).
- Общественные достояния (если с момента смерти автора прошло более 70 лет или 50 лет со смерти исполнителя).
Таким образом, использование классики при создании рекламных роликов абсолютно легально. Например, компания Durex рекламировала свои изделия в ироничном ролике под “Лунную сонату” Бетховена.
Однако всегда следует помнить, что большинство авторских прав принадлежит не авторам, а «правообладателям» (продюсерам, издателям, звукозаписывающим компаниям), которые имеют малое отношение к процессу непосредственного создания произведения. Классическое произведение исполняет конкретный оркестр, фонограмму записывает конкретная студия. И все “посредники” могут иметь законную лицензию на использование записи композиции в дальнейшем (мы расскажем, как проверить смежные права).
Судебные разбирательства о неправомерном использовании контента в рекламе — довольно частое явление. Например, компания General Motors использовала измененное изображение Эйнштейна в рекламе внедорожника GMC Terrain и получила иск от Еврейского университета (суд после разбирательств принял сторону GM).
Контент, даже признанный общественным достоянием, использовать следует с осторожностью, проверяя каждый конкретный трек или изображение на наличие авторских прав. Так, например, при создании креатива можно свободно и легально использовать такие персонажи – Русалочка, Рапунцель, Белоснежка, Золушка, Аладдин, Синдбад, Скрудж, Дракула, монстр Франкенштейна и Шерлок Холмс. Однако образы, которые ассоциируются у нас с этими персонажами, в основном существуют в Диснеевской интерпретации и защищены авторским правом.
Даже фотографии, сделанные на собственную камеру, не застрахованы от появления казусных ситуаций. Примером может служить судебное разбирательство фотографа Дэвида Слейтера и организации PETA на предмет авторских прав из-за селфи обезьяны*. (На сегодняшний день закон об авторском праве не распространяется на животных. Так что если у вас есть кот, который здорово фотографирует, можно без зазрения совести пользоваться результатом его трудов).
Даже фотографии, сделанные на собственную камеру, не застрахованы от появления казусных ситуаций. Примером может служить судебное разбирательство фотографа Дэвида Слейтера и организации PETA на предмет авторских прав из-за селфи обезьяны*. (На сегодняшний день закон об авторском праве не распространяется на животных. Так что если у вас есть кот, который здорово фотографирует, можно без зазрения совести пользоваться результатом его трудов).
Уведомления DMCA

Все, что публикуется в Интернете, защищено Законом "Об авторском праве в цифровую эпоху" (DMCA). Политика в отношении интеллектуальной собственности, основанная на этом законе, одинакова на всех площадках – Google, TikTok, Facebook* и т. д. Получить уведомление DMCA и, соответственно, удаление контента (как минимум) можно за незаконное использование, копирование и распространение произведения («пиратство»), а также плагиат.
При добросовестном использовании допускается использование материалов, защищенных авторским правом, без разрешения владельца. Применяется в комментариях, критике, репортажах новостей или использовании контента в образовательных целях. При применении чужого контента в рекламных целях риск получить уведомление DMCA очень высок (даже если модерация площадок пропустила нарушение, например, трехсекундный музыкальный фоновый трек).
Выявлять нарушителей DMCA (помимо homo-контроля) помогают технические средства защиты DRM (digital rights management). На данный момент DRM используется множеством компаний по всему миру, среди которых Amazon, Apple Inc., Microsoft, Electronic Arts, Sony, 1С, Akella и т. д. YouTube вложил более 100млн$ в технологию Content ID, которая сверяет загруженный материал с огромной базой данных защищенного контента. Facebook* сопоставляет данные с помощью собственных алгоритмов и платформы Audible Magic.
Следует учитывать еще и то, что в разных странах сроки охраны авторского права могут отличаться. Контент, признанный общественным достоянием в одной стране, может при этом охраняться по закону об авторских правах в другой. В Беларуси, например, переход контента в общественное достояние происходит на 20 лет раньше, чем в ЕС.
При коммерческом использовании контента существует большое количество ограничений. Зачастую их можно обнаружить только при тщательной подготовке материалов к производству креатива. Мало кто знает, что, например, световое шоу Эйфелевой башни охраняется законом об авторском праве Франции как художественное произведение, и для коммерческого использования фотографий и видео Эйфелевой башни в ночное время необходимо получать специальное разрешение Société d'Exploitation de la Tour Eiffel.
При добросовестном использовании допускается использование материалов, защищенных авторским правом, без разрешения владельца. Применяется в комментариях, критике, репортажах новостей или использовании контента в образовательных целях. При применении чужого контента в рекламных целях риск получить уведомление DMCA очень высок (даже если модерация площадок пропустила нарушение, например, трехсекундный музыкальный фоновый трек).
Выявлять нарушителей DMCA (помимо homo-контроля) помогают технические средства защиты DRM (digital rights management). На данный момент DRM используется множеством компаний по всему миру, среди которых Amazon, Apple Inc., Microsoft, Electronic Arts, Sony, 1С, Akella и т. д. YouTube вложил более 100млн$ в технологию Content ID, которая сверяет загруженный материал с огромной базой данных защищенного контента. Facebook* сопоставляет данные с помощью собственных алгоритмов и платформы Audible Magic.
Следует учитывать еще и то, что в разных странах сроки охраны авторского права могут отличаться. Контент, признанный общественным достоянием в одной стране, может при этом охраняться по закону об авторских правах в другой. В Беларуси, например, переход контента в общественное достояние происходит на 20 лет раньше, чем в ЕС.
При коммерческом использовании контента существует большое количество ограничений. Зачастую их можно обнаружить только при тщательной подготовке материалов к производству креатива. Мало кто знает, что, например, световое шоу Эйфелевой башни охраняется законом об авторском праве Франции как художественное произведение, и для коммерческого использования фотографий и видео Эйфелевой башни в ночное время необходимо получать специальное разрешение Société d'Exploitation de la Tour Eiffel.
Лицензирование

Итак, весь контент (музыкальные треки, изображения, биты, графика и т. д.) — это чья-то собственность. Использование всего этого регулируется бесплатной группой лицензий Creative Commons. Creative Commons license – это пакет лицензий на авторские произведения, подразумевающий их свободное использование без разрешения автора на разных условиях.

При скачивании, копировании и использовании цифровых материалов автоматически заключается виртуальное соглашение с владельцем — даже если никакие документы не подписываются. С условиями взаимодействия можно ознакомиться через футер сайта в соглашении, например:
Загружая контент с Freelmages.com, вы принимаете условия настоящего лицензированного соглашения.
Когда контент размещается под лицензией Creative Commons или же с другой защитой авторских прав, то на картинках, описаниях файла или в самом низу страницы будет размещен маркер авторского права. Например, на сайте:
Do Not Sell/Share My Personal Information Arbitation
Powered by WordPress.com VIP
Copyright ©️ 2023 MediaNews Group
Или на Youtube в описании ролика:
©️ All rights reserved by Soul Jazz
Выбор контента с лицензией CC0 достаточно ограниченный и не всегда подходит для коммерческих целей. К тому же Creative Commons — не единственный вариант. Стоки могут публиковать бесплатный контент под собственной лицензией. Поэтому ключевые вопросы (указание авторства, использование в коммерческих целях и возможность изменения оригинала) стоит внимательно изучать на каждом источнике.
Гораздо проще и понятней условия использования у контента, права на который надо покупать.
Гораздо проще и понятней условия использования у контента, права на который надо покупать.

У платных ресурсов нет универсальных лицензий, подобно Creative Commons. Но есть основные условия и типы лицензий, которые предоставляют разные возможности:
Royalty-Free
Оплата за контент один раз, при скачивании, и использование в дальнейшем без ограничений по времени — сразу же, через год или через десять лет. Эксклюзивного права на контент эта лицензия не дает — его может купить любой желающий. Среди достоинств — низкая цена за контент и простота покупки.
Extended Royalty-Free
Расширенный вариант Royalty-Free лицензии без ограничений печатного тиража.
Rights-Managed
Покупка лицензии дает исключительное право на контент. Или ограничивает использование в конкретном регионе, на определенное время. Имеет смысл только если критически важна уникальность контента, так как цена обычно высока.
Editorial license
Аналог NC у Creative Commons — контент запрещено использовать в коммерческих целях.
Отфильтровать платные сервисы и найти контент со свободной лицензией распространения можно средствами Google с помощью “Инструментов”. В настройках можно выбрать один из вариантов предоставления прав на картинки (для музыки такой возможности отбора нет):

На примере поиска изображений “The Little Mermaid” Google выдает множество узнаваемых и ярких вариантов.

Но при выборе Creative Commons license результатов гораздо меньше. В основном, это изображения скульптуры Русалочки в Копенгагене.

Очевидно, что платные стоки обладают гораздо большим ассортиментом контента и возможностями. Однако даже заплатив за изображение (или трек), покупатель не становится его владельцем — покупается только право использования контента по условиям лицензии с теми или иными ограничениями (кроме СС0 — Public Domain).
Лицензии не являются унифицированным однотипным соглашением и могут варьироваться по всевозможным критериям в разных странах, стоках и площадках. В следующей статье Mobio рассмотрит, где можно брать фото-, видео- и аудиоматериалы для рекламной компании, на что надо обращать внимание при использовании лицензионного контента и как проверить креатив на предмет нарушения авторских прав до отправки на модерацию.
*Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России, деятельность ее соцсетей Facebook и Instagram также запрещена в РФ